История появления Колеса.

Изобретения колеса 

Гончарный круг, повозка, ветряная мельница, шариковая ручка, велосипед, современный автомобиль – это короткий перечень механизмов, где колесо играет главную роль. В нашем повествовании мы используем еще одно колесо – колесо Истории, чтобы с его помощью проследить главные моменты в эволюции гениального изобретения.

ideaИнтересный факт:
В июле 2001 года австралийский юрист Джон Кэо получил инновационный патент на колесо с формулировкой «круглое устройство, применяемое для транспортировки грузов». Этим он обратил внимание общества на несовершенство австралийского патентного закона.

Итак, первое вращение колеса Истории…

Рождение колеса

Первым документам – глиняным табличкам с изображением невиданного технического устройства ученые приписывают возраст - шесть тысяч лет!

Историки считают, что прообразом колеса были деревянные катки, с помощью которых люди перетаскивали тяжести. Наши предки заметили, что если под мамонта или огромный камень попадается толстая ветка или брёвнышко, то груз быстрее передвигается дальше. Вот тогда под громоздкие предметы стали подкладывать бревна, чтобы облегчить транспортировку. По записям на папирусе многотонные каменные плиты, примененные в постройке египетских пирамид, были доставлены на место именно таким способом.

Чуть позже неизвестный рационализатор обратил внимание, что бревна после многочисленного использования стираются в центре, а по краям остаются нетронутыми. Тащить груз по таким каткам значительно легче. Тогда древние решили обжигать бревна посередине, не затрагивая краёв. Так родилась первая повозка. В неё впрягали тягловых животных, а те медленно перевозили грузы. Любой камешек на пути мог запросто разрушить колесо, вырезанное из цельного дерева, поэтому мысли об усовершенствовании изобретения не давали людям покоя.

Ещё один поворот колеса Истории…

Каменное колесо

Современным археологам до конца неизвестно, как использовалось это изобретение. Перевозить грузы на каменных колесах – задача непростая. Найденные круглые каменные глыбы относятся к периоду Неолита (каменный век). Считается, что с их помощью люди возводили свои жилища.

Чуть позднее,500 тысяч лет назад, люди решили использовать каменные колеса для иных целей. Большинство огромных колес, найденных на территории Израиля, Турции, служили дверьми в подземные помещения. Это были откатные, отдвижные и даже вращающиеся круглые камни. Им дали название – каменные колеса – двери. Аналогичные находки сохранились в подземельях Южной Америки и Тибета.

Третий поворот колеса Истории…

Глиняное колесо

V век до нашей эры. Самые ранние глиняные модели колес археологи нашли в Триполье (современная Украина и Румыния). Чуть позже глиняные колеса катились по землям Германии, Польши, южнорусских степей Северного Причерноморья и Кубани.

Остается лишь предполагать, как колеса из такого недолговечного материала выдерживали груз и не рассыпались от малейших неровностей дорог, но несколько веков они служили нашим предкам.

Четвертый поворот исторического колеса…

Колесная пара

IV век до нашей эры. Месопотамия (Современный Ирак). Многочисленные рисунки с изображением повозок относятся к этому времени. Колеса повозок – отпиленные торцы бревен, насаженные на ось и зафиксированные клиньями. Именно тогда шумеры (жители Месопотамии) хоронили своих царей вместе с деревянными колесницами.

Реконструкция древних колес

Колесные пары, изобретенные в это время, имели серьёзные недостатки. Трудности возникали при малейшем повороте: нагруженные тележки часто опрокидывались и разваливались.

Ещё один поворот колеса Истории…

Колесо со спицами

Колесо со спицами 

II тысячелетие до нашей эры. На Южном Урале местные умельцы изобрели колесо со спицами. В это же время в Малой Азии появилось колесо со ступицей с неподвижно закрепленной осью и гнутым ободом. Кельты придумали обивать обод железом, и грохот приближающихся колесниц был слышен задолго до появления самой повозки. Теперь их маневренность увеличилась, ведь каждое колесо вращалось со своей скоростью. Для меньшего трения об ось ступицы смазывали дегтем.

Колеса стали прочнее. Они составлялись из многих деталей, наподобие пазлов, и в случае поломки достаточно было починить испорченный фрагмент, а не менять колесо целиком. Но сильная тряска, которая начиналась при любом движении, причиняла неудобства. Вместо металла, закрепленного на ободе, люди использовали кожу. Но этот мягкий материал быстро стирался и не обладал хорошей амортизацией.

Следующие тысячелетия мало изменили колесо. В Средневековье человечество увлеклось Крестовыми походами, а колесу нашли страшную роль. Инквизиторы придумали чудовищную казнь – колесование.

Современные колеса с шинами из резины.

 

Первые автомобильные колеса

XVIII век. Открытый в Эквадоре де ла Кондамином натуральный каучук завезли в Европу. Массивными каучуковыми бандажами стали обтягивать обод колес конных экипажей. И это усовершенствование (грузолента) стало родоначальником современной шины.

Год 1823. Чарльз Макинтош пропитал жидким каучуком кусок льняной ткани, придав ей воздухонепроницаемые свойства. В результате на свет появились два уникальных творения – резиновая шина и непромокаемый плащ (макинтош).

1887 год. Некий Джон Данлоп отрезает кусок поливного шланга, приспосабливает к нему ниппель, прячет «резиновую колбаску» в кольцо и приобретает титул создателя пневматической шины.

Колесо Истории продолжает вращение, и может быть, вскоре появятся новые варианты колеса – гениального творения человечества.


В следующих статьях вы сможете узнать о том, кто придумал бензин и изобрел фотоаппарат? 01.05.2017