История создания и совершенствования велосипеда

 

Фраза «Зачем изобретать велосипед» сегодня у всех на слуху. И произносится она тогда, когда кто-то ищет окольные и сложные пути для решения проблемы, которая разрешается простым, всем известным и общепринятым способом. Но, вместе с тем, современный велосипед претерпел множество этапов развития, прежде чем стать таким, каким мы его знаем.

Популярная версия, что первый велосипед придумал и нарисовал Леонардо да Винчи, с большой долей вероятности является фальсификацией, но вот рисунки трицикла (прообраза автомобиля) и парашюта совершенно точно оригинал. Первые упоминания о велосипеде в его современном понимании датируются 1817 годом.

Первые велосипеды

В 1817 году барон Карл Людвиг фон Дрез создал двухколесный самокат с рулем, седлом и деревянной рамой, который получил название «машина для бега», поскольку не имел педалей. Изобретение Дреза назвали дрезиной в его честь, и это слово поныне существует в русском языке.

В 1839—1840 гг. кузнец из Шотландии Киркпатрик Макмиллан добавил к изобретению Дреза педали, которые соединялись с задним колесом металлическими стержнями, в то время как руль крепился к переднему колесу. Педали следовало толкать, тем самым они вращали заднее колесо, а управление передним колесом осуществлялось при помощи руля.

В 1860 году французский каретник Пьер Лалман, который ничего не знал об идее Макмиллана, также установил на самокат Дреза педали, но только на переднее колесо. Эти педали нужно было уже не толкать, а крутить.


Первые велосипеды выглядели примерно так.

Патент на Велосипед

Следующей вехой в истории велосипеда можно считать 1866 год, когда Лалман получил патент на велосипед. Именно тогда изобретение и обрело свое название от слов "вело” (быстро) и "пед” (нога). Его колеса продолжали оставаться деревянными с железным ободом, причем переднее было гораздо больше заднего. Масса изделия была примерно 35 кг, а максимально возможная скорость – 20 км/час. Педали находились на втулке переднего колеса, седло над ними. По свидетельствам современников, управлять этим агрегатом было достаточно сложно.


Этапы совершенствования: соразмерность колес и цепной привод

Велосипед совершенствовался практически непрерывно. В 1870 годах в Англии начинают выпускаться полностью металлические велосипеды, у колес появляются спицы, а также создается первый велосипед, имеющий привод со шкивами и шнуром на заднее колесо. В 1879 году Г. Лоусоном изобретена и запатентована цепная передача.

Важнейшим этапом в развитии велосипеда стало появление двух одинаковых колес не очень большого диаметра, благодаря чему значительно снизилась травмоопасность изделия. Окончательно это произошло в 1884 году, когда Джоном Старли был создан и затем пущен в производство велосипед с двумя одинаковыми колесами диаметром 76 см, цепным приводом на заднее колесо, рамой и сиденьем, находящимся между колесами.

В 1888 году ирландцем Б. Дэнлопом были изобретены каучуковые пневматические шины, наполняемые воздухом. Они моментально получили широкое распространение. С этого момента наступил расцвет велосипедной техники. На все велосипеды начали устанавливать пневматические резиновые шины и роликовые цепи. Езда на велосипеде с резиновыми шинами стала намного мягче и удобнее. В 1890 г. была произведена первая алюминиевая рама. Облик велосипеда в его нынешнем виде практически сформировался.

В 1899 г. были изобретены педальные тормоза (немного позже – ручной тормоз), механизм свободного хода (который дает возможность не крутить педали, например, при спуске с горы) и внешнее переключение передач, которое, правда, сильно отличалось от современного. Для переключения скорости нужно было остановиться и слезть с велосипеда, снять заднее колесо и перевернуть его, цепь при этом натянуть и зафиксировать.

Современные велосипеды и их будущее

 

В 1974 году стали производиться велосипеды из титана, с 1975 г. – из углепластика. Велокомпьютер, фиксирующий скорость, время, нагрузку, был создан в 1983 г. В 90-х гг. XX века стала популярной система индексного переключения скоростей.

За последние 30-40 лет велосипедные детали и узлы значительно усовершенствовались. Многие его составляющие, такие, как руль, валы, педали, шестерни, обода, тормоза изготавливаются на сегодняшний день из легких металлов или пластмассы. Велосипедные шины, благодаря улучшению дорожных покрытий, стали значительно легче. Появляются новые разновидности велосипедов: пляжные, зимние, велосамокаты.

Популярность велосипедов в ХХ веке волнообразно менялась. В начале века они частично потеряли ее из-за развития автомобилестроения. А в конце 60-х гг., на фоне пропаганды здорового образа жизни, велосипеды стали очень модными. Примерно это же самое происходит и сейчас.

ideaИнтересные факты о велосипедах.

  • Начиная с 1890-х годов настал золотой век велосипедов. Новые конструкции имели одинаковые по размеру колеса, задний цепной привод прибавил скорости, а массовое производство снизило стоимость. И велосипеды стали скупать, как горячие пирожки.
  • Век дешевых велосипедов дал женщинам мобильность и независимость. Даже женская мода в начале двадцатого века была направлена на практичную и удобную для велопрогулок одежду.
  • На один автомобиль в Китае приходится 250 велосипедов. Половина всех поездок в Китае осуществляется на велосипедах. В городах Дании, Германии и Голландии — 30% поездок. 15% работающих японцев ездят на работу на велосипеде.
  • При поездке через Пекин на расстояние до 6 километров быстрее воспользоваться велосипедом, чем метро или автобусом.
  • В мире сейчас используется один миллион электровелосипедов. В Швейцарии построен электрический велосипед, который способен достигать скорости 100 километров в час.
  • Еврейским и арабским женщинам не запрещено ездить на велосипеде, но это должен быть специальный велосипед с низкой рамой, который позволяет ездить в длинном платье.
  • Богатые англичане в 2,5 раза больше ездят на велосипеде, чем бедные. Бедняки предпочитают автобус, метрополитен либо свой автомобиль.
  •  В Японии к детям слова «плохой» и «нехороший» не применяются. Там на стоянках для велосипедов, находящихся рядом со школами, можно увидеть две таблички. На одной изображены несколько аккуратно стоящих велосипедов и надпись: «Так ставят велосипеды хорошие дети». На другой табличке можно увидеть пару небрежно брошенных велосипедов и другую надпись: «Так хорошие дети велосипеды не ставят».

В следующих статьях вы сможете узнать о том, как были изобретены зеркало и спички. 01.05.2017